СРЕЗ ОСТРОЙ БРИТВОЙ JAH
(Ольга Арефьева & КОВЧЕГ - «Батакакумба», «Extraphone»)
________________________________________________
Дебютный компакт-диск «Батакакумба» Ольги Арефьевой, на котором представлена часть ее регги-программы, наверняка привлечет внимание не одних лишь любителей растаманских ритмов. Слишком неординарна музыка, к счастью, совсем не похожая на вечно мрачный и матерный псевдокультовый отечественный регги; тексты достаточно серьезны и концептуальны. Хотя «Все мы пойдем вслед за Джа», «Если Джа хочет, то Джа хлопочет»и подобных «молитв» божеству родом с Ямайки предостаточно, запоминается альбом прежде всего не этим и никак не вписывается в рамки «чистого регги». Но об этом поговорим чуть позже. Главное, CD демонстрирует добротность конкретной работы Ольги, абсолютно не отражая творчества Арефьевой-музыканта, Арефьевой-поэта вообще.
Позвольте небольшое отступление. По микроскопическому срезу живой ткани хороший гистолог без особого труда определит не только ее тип, но и орган, и его состояние, класс и род животного, может быть даже биологический вид - но вряд ли воссоздаст в точности все подробности облика, тем паче характер, ареал обитания и т.д. Нечто подобное и с «Батакакумбой», которая - лишь тонкий срез многомерного мозаичного творчества Арефьевой. Ольга никогда не давала клятвы верности никому и ничему, ни одному стилю или же музыканту. Состав ее группы с весьма символичным названием КОВЧЕГ (за творчеством которой я имею счастье следить с 90-го года) меня ется беспрерывно, порой даже не успев как следует «устояться». И происходит это вовсе не потому, что Ольге не везет с инструменталистами - очень даже везет! Просто одна из лучших учениц Льва Лещенко и любимица Доктора Кинчева (а он-то ох как редко снисходит до похвалы коллег), Арефьева пребывает в непрерывном поиске, который по скорости и частоте «переключений» порой может напоминать броуновское движение. В ее багаже несколько акустических программ, абсолютно разных - от духовных баллад и этнических опытов до постмодернистских экспериментов; здесь же программа, подготовленная с лучшим акустическим рок-гитаристом Сергеем Калугиным (с которым произошел своего рода обмен любезностями: для композиции «Танец Казановы» на компакте Сергея «NIGREDO» Ольга пропела все голоса довольно сложного католического хора; сама же, вдохновившись калугинской вычурной монументальностью, создала одну из интереснейших своих баллад «Черная Флейта»). Был и блюзовый период, совершенно неожиданный после акустической лирики, когда тя желый, почти цеппелиновский саунд, помноженный на сильный и чуть резковатый голос с характерными вокализами, вызывал у слушателей ощущение, что «отрастают еще два уха» (по выражению журналиста Дмитрия Иванишена). Теперь Ольгу потянуло чуть ли не в гранж, хотя она давно одержима идеей создания группы, способной исполнять весь диапазон ее творческих изысков.
Однако изюминка вовсе не в том, что автор пробует делать разное, порой абсолютно полярное, а в том, что он это воплощает! Причем воплощает очень хорошо, отбирая для каждого конкретного случая не только музыкантов, но и перестраивая свой собственный голос. И если в блюзе была необходимая резкость, то в акустике присутствует характерная мягкость и лиричность, переходящая в драматизм; в регги - необходимая развязность; легкая хрипотца, быть может даже агрессия - в гранже. В этом смысле Арефьева уникальное явление отечественной рок-сцены. Если принять пресловутую теорию о нисходя щем с небес вдохновении, то придется признать, что Ольга не просто пеленгует горние флюиды, но и умеет каким-то способом перестраивать некий внутренний гетеродин для приема во всем доступном диапазоне. Не об этом ли поет она в «Магии Чисел» - одной из лучших своих регги-композиций, записанных на компакт-диске: «Мои ноги в земле, голова в небесах, / А тело здесь - растянулось в нить - / Поиграй на его струне, узнай что-нибудь обо мне... / Я играю у края музыку рая, / Но кто меня знает, кто я такая....» Вот если бы одновременно вышло несколько компактов, а не только маленький кусочек регги... Увы, в нынешних условиях российского музыкального рынка это полнейшая утопия. Своя рука владыка, и как только у музыканта появляется возможность, он издает то, что для него злободневно. Хотя, будь на то моя воля, я начал бы издание с архива, с ранней акустики (написанной зачастую на стихи малоизвестных переводных поэтов), не забыв о циклах «Майя» и «Аку-Аку» - пожалуй, более сложных, чем нынешнее регги.
Да и регги ли это? Если брать только ритмическую основу, то несомненно. Когда же доходит до аранжировок, становится сложнее. Не затрагивая пока тематики песен, заметим, что флейта и медные духовые вроде бы не самые типичные инструменты для музыки карибского происхождения - например, флюгельгорн, на котором играет известный джазовый экспериментатор Олег Степурко. А участие в записи «Батакакумбы» народного ансамбля «Горница» лишь подчеркивает: для Арефьевой регги (как, впрочем, и любой другой стиль) лишь субстрат, почва, в которую вносятся семена мелодий с удобрениями аранжировок. В результате - пышные и яркие цветы.
А из них, извольте - и ягодки. В роли таких годок-хитов на альбоме видятся упомянутая уже «Магия Чисел», отрада неофеминисток «Женщина», великолепный пацифистский плакат «На хрена нам война». Неоднократно снимавшаяся с эфира на радио и ТВ из-за трусости редакторов, композиция эта вполне могла бы считаться песней года, не будь написана раньше, выпущена на CD позже, при этом в принципе находясь вне времени. Предположу, что через какое-то время эта песня займет в российской музыке ту же нишу, что и «Give Peace A Chance» Джона Леннона.
Итак, у хорошего автора (я умышленно ни разу не назвал Ольгу певицей - очень она этого не любит), так вот у хорошего автора вышел отличный альбом. Но зная, что это лишь тоненький срез, жаждешь погружения в глубины.
| © Дмитрий Урюпин. |
Редакция:
ivanov@ivanov.ru
Webmaster:
webmaster@ivanov.ru