|
В многочисленных интервью у Дмитрия Ревякина часто спрашивают, какой в его песнях смысл. Обычно он прямо отвечает, что «смысла в песнях нет никакого». Думающий человек (и мы вместе с ним) вряд ли согласится с этим. Данное исследование (так сказать) представляет собой попытку изложить новый взгляд на творчество популярного музыканта. Поклонники КАЛИНОВА МОСТА по-своему воспринимают любимые и дорогие сердцу песни, но нам кажется, что немногие проникли в их истинный смысл. Тем более, что восприятие Диминых текстов усложняетс многообразием символов, наличием непонятных слов («провезень», «истень», «измонь» и т.п.), кои в избытке там присутствуют. Толчком к пониманию нами скрытого значения песен послужил ответ Ревякина на один из вопросов интервью, которое он дал в 1995 г. газете «Я молодой». Д.Р.: ...скоро будет зазорно появитьс в любом молодежном центре, если ты нормальный, а не голубой. Интервьюер.: Так напиши об этом песню. Д.Р.: А у меня все песни об этом, только я не говорю прямо, а изъясняюсь образами. Мы не знаем, многие ли обратили внимание на эти настораживающие слова Димы, но нам стало любопытно взглянуть на песни КМ с этой точки зрения. Сразу же вспомнилась строка (ее почему-то особенно любят фанаты группы), явно подтверждающая Димино признание: «Утром расцелую Ваську в мокрые губы».(Здесь, как и далее в тексте, выделено всюду нами. - Авт.) К кому же это относится, как не к любимому гитаристу?! Нам стало интересно проследить, как отражаются сексуальные переживания Ревякина в его творчестве. Причем, если сделать это в хронологическом порядке, то вырисовывается поучительна картина Диминой интимной жизни. Те, кто помнит первые песни МОСТА, конечно согласятся с нами в том, что в них не присутствуют намеки на тягу Дмитри к мужской половине человечества. Это, разумеется, не исключает наличи в них сексуальной темы вообще. Взять хотя бы «Мелодию голых ветвей» и другие подобные опусы того времени. Однако с приходом в группу Василия Смоленцева творчество Ревякина приобретает несколько иное содержание. «Рискни, приятель», - поет он в песне «Пойдем со мной». Не говоря уже о приведенной выше цитате из песни «Не придет пора». Строки «Я хотел быть с тобой... без греха» и пр. Говорят о многом. Нам остается только догадываться, что же происходило между Димой и Васей в то время. Однако мы можем судить о дальнейшем развитии отношений по следующим песням. Постараемся и дальше придерживаться последовательности событий. Альбом «Выворотень». И здесь сквозной темой являются сексуальные фантазии автора: «Горе патроном в обойму не вложен» «Прорубь бил на реке Великой, Как зашелс криком - скулы свело» «Треснуло стекло - лужей натекло, Пал листвой растоптан сапогами» «Увидеть себя в одном» «Не сожмет кулак копье» и др. Если вы поняли, о чем идет речь, можете прослушать альбом еще раз и продолжить этот ряд сами, т.к. работа изобилует метафорическими описаниями интимно-лирических сцен. Следующий этап по интенсивности развити любовных отношений наших героев нашел свое отражение в альбоме «Узарень». Как всегда не называя вещи своими именами, Дима все-таки дает нам понять историю своей нелегкой любви. С первой песней становится ясно, что Ревякину уже ничего не страшно, т.к. «К ночи успокоился упрямый». «Успеть - успею, поймать - поймаю», - говорит он. Но так ли это? Складывается ощущение, что на протяжении всего альбома Дима вспоминает как «Ты, Удал, свел с ума в одночасье», как «Гуляли вместе, клубили в траве, ремнями шкуры умывали» (садомазохизм? - Авт.), как был «До дна шестом измерен» и т.д. Вероятно, одна из жизненных истин «все хорошее когда-нибудь заканчивается» имела место и в отношениях автора с уже известным нам героем его романа. Светлые радужные воспоминания сменяютс грустными сценами: «Ты не ходи за ним робкой надеждой просить...» Налицо явное проявление ревности, которое, по всей видимости, и является причиной постоянных раздоров в коллективе КАЛИНОВ МОСТ. Причем в песнях Дмитрий так остро сожалеет об утраченном, что попытки вернуть прежние отношени описываются весьма откровенно, иногда гранича с пошлостью: «Дай мне напиться из горячей реки, Успеешь оплакать урон». Альбом «Дарза». Судя по нему, похоже, что отношения наших героев достигают кульминации. Система образов становитс более прозрачной и понятной. Сексуальность Ревякина растет. Ширится круг приемлемых способов удовлетворения желания: «Лица щербатятся - ДАЙ!». Мы не знаем, что ответил Дмитрий на столь заманчивое предложение. Тем более, что в следующей песне он дает понять, что остается верен былым пристрастиям: «Где ты только не был Пенил струи нерпой Ходил до рассвета туда-сюда...» Откровенность этих строк очевидна. В конце произведения Дима сообщает, что все-таки «Рядом остался один верить прежнему», несмотря на предыдущие сомнения и переживания автора по этому поводу. Но так ли на самом деле все гладко? В песне «Дождо» слышны мотивы, заставляющие нас усомниться: «Отлюбил тебя молвой-травой, лукавой дрожью». Что же происходит? «И поругана честь Очи вновь затворять», «Стыд скудел последней заплатой». Вполне возможно, речь идет о том, что отношения наших героев перестали быть секретом дл близких. Дима мечется. Ищет ли он новых ощущений? «ПроЧИЖень отопру». Но отопрет ли? Вряд ли, ибо сексуальная ориентация начинает меняться, обращаясь в сторону женского пола. Об этом свидетельствует альбом Моста «Пояс Ульчи». Этот альбом отличается от прежних тем, что искренность автора достигает такого предела, когда он уже практически не маскирует свои чувства и мысли причудливыми иносказаниями. Вероятно, именно поэтому стало возможным появление настоящей статьи. Свою роль сыграла и данная самим Ревякиным расшифровка термина «Дарза» (беседа на «Радио России»): «...Дарза - это личный накопленный опыт напряженных как струна действий». Сразу стала понятна строка «В руках грубеет Дарза» (правда, непонятно - в чьих руках). Памятуя пристрастие Димы к древнеславянскому язычеству и изощренной образности, мы предположили, что традиционные для древних славян фаллические символы нашли свое воплощение и в его творчестве. «Пенил струи нерпой» «Июлем скользил меж ребер и жил» (это какой же «июль» надо иметь! - Авт.) «До дна шестом измерен». И, наконец, апофеоз: «Вечный мой, могучий мой». Правда, в последнем случае, видимо, Дима слегка преувеличивал, использовав характерный для древнерусских сказаний прием гиперболизации основных качеств эпического героя. Однако жаль доверчивого слушателя, который может предположить, что Ревякин обладает неограниченными возможностями в интересующем нас вопросе. Потому что на самом деле дело обстоит несколько иначе. Как у многих, случаются минуты слабости: «Ты помнишь побежденный январь Я безумно красивый Упал в тебя раненой ивой...» «Всякому любить до срока» «Я свое отсмеял» «В сумерках сговор с упрямым расторг» и т.д. Однако ничего страшного в этом нет, ибо проходит время и «поднялся ил» ( и неудивительно, ибо раньше «ил был по колено», что очень обнадеживает), и еще: «Отсечь тепло каленым резцом» «Каленым виском ждать рассвет мая в берегах» (первоначально вместо «в берегах» пелось - «без греха») «Обнажить клинок дерзан» и т.п. Хочется также отметить явную связь холодных и теплых времен года с соответствующими периодами мужской активности Ревякина - взгляните на ряд уже процитированных строк: «побежденный январь», «рассвет мая», «июлем скользил...» Если говорить об эстетических достоинствах альбома, то, на наш взгляд, чувство меры иногда Диму подводит. Так, упомянута выше искренность иной раз чрезмерна, и результат страдает излишней натуралистичностью. Например, неудачный опыт использования контрацептивов звучит, по Ревякину, следующим образом: «Ладонью вытер горячий выдел Тебе в колени бросился плакать Искал защиты Да криво шиты К разгару лета саваны блага». Последняя строка, кстати, подтверждает отмеченную выше связь с временами года: когда же, как не к «разгару лета» нужны пресловутые «саваны блага»? Другой интересной для нашего исследовани особенностью альбома является присутствие женского персонажа в интимной жизни героя, которая становится все более сложной и запутанной: «Сберегла крыла», «Обрекла другому» (еще один мужской персонаж?), «Не знать тебя совсем другой» и, наконец, у незнакомки появляется имя, но «Кто такая Оябрызгань» Ревякин нам не сообщает. Впрочем, если вернуться к только что процитированной песне, становится ясно, что новые пристрастия не могут заставить Диму забыть прежнее. Здесь явно прослеживается параллель с «Узаренем». «Забыть виска узор Нет задора и силы», - пел он тогда, заранее понимая, что ничего на земле не проходит бесследно. «Жду его висок рядом», - говорит Дима опять. Подводя итог, можно сказать, что судя по альбому «Пояс Ульчи» (последний номерной эл-пи МОСТА в прежнем, «классическом» составе. - Ред.), интимная жизнь Ревякина стала значительно более сложной и многообразной. И хотя скорее всего, загадочная Оябрызгань сумела направить сексуальность нашего геро в соответствующее русло (за что ей большое спасибо), следует признать, что прежним чувствам Дима также остается верен. Если говорить о музыкальных достоинствах альбома, то необходимо отметить, что в ключевых местах на фоне великолепно сыгранной и записанной музыки слышны непристойные Димины стоны совершенно определенного свойства, что и позволило в свое время некоторым критикам назвать Ревякина «Оргазмом 90-х годов» Будем надеяться на то, что Дмитрий достиг таки того, к чему так трудно шел все эти долгие годы.
Группа истосковавшихс ульчан
Р.S. Достиг-то он, может, и достиг - но не это ли явилось причиной, истинной причиной, развала группы? Р.Р.S. Читатель, теперь ты можешь самостоятельно - используя данную методологию - рассмотреть творчество любого музыканта - хотя бы Бориса Гребенщикова. И, поверь, тебе откроютс новые просторы и ландшафты, о которых ты даже и не подозревал. |
© Валерий ПОТАПОВ, фото
.