КАЛИНОВ МОСТ. © В.Потапов, фото.

К вопросу о сексуальной ориентации Д. Ревякина

ПОД КАЛИНОВЫМ МОСТОМ


 

      В многочисленных интервью у Дмитрия Ревякина часто спрашивают, какой в его песнях смысл. Обычно он прямо отвечает, что «смысла в песнях нет никакого». Думающий человек (и мы вместе с ним) вряд ли согласится с этим. Данное исследование (так сказать) представляет собой попытку изложить новый взгляд на творчество популярного музыканта.

      Поклонники КАЛИНОВА МОСТА по-своему воспринимают любимые и дорогие сердцу песни, но нам кажется, что немногие проникли в их истинный смысл. Тем более, что восприятие Диминых текстов усложняетс многообразием символов, наличием непонятных слов («провезень», «истень», «измонь» и т.п.), кои в избытке там присутствуют. Толчком к пониманию нами скрытого значения песен послужил ответ Ревякина на один из вопросов интервью, которое он дал в 1995 г. газете «Я молодой».

      Д.Р.: ...скоро будет зазорно появитьс в любом молодежном центре, если ты нормальный, а не голубой.

      Интервьюер.: Так напиши об этом песню.

      Д.Р.: А у меня все песни об этом, только я не говорю прямо, а изъясняюсь образами.

      Мы не знаем, многие ли обратили внимание на эти настораживающие слова Димы, но нам стало любопытно взглянуть на песни КМ с этой точки зрения. Сразу же вспомнилась строка (ее почему-то особенно любят фанаты группы), явно подтверждающая Димино признание: «Утром расцелую Ваську в мокрые губы».(Здесь, как и далее в тексте, выделено всюду нами. - Авт.) К кому же это относится, как не к любимому гитаристу?! Нам стало интересно проследить, как отражаются сексуальные переживания Ревякина в его творчестве. Причем, если сделать это в хронологическом порядке, то вырисовывается поучительна картина Диминой интимной жизни.

      Те, кто помнит первые песни МОСТА, конечно согласятся с нами в том, что в них не присутствуют намеки на тягу Дмитри к мужской половине человечества. Это, разумеется, не исключает наличи в них сексуальной темы вообще. Взять хотя бы «Мелодию голых ветвей» и другие подобные опусы того времени. Однако с приходом в группу Василия Смоленцева творчество Ревякина приобретает несколько иное содержание. «Рискни, приятель», - поет он в песне «Пойдем со мной». Не говоря уже о приведенной выше цитате из песни «Не придет пора». Строки «Я хотел быть с тобой... без греха» и пр. Говорят о многом. Нам остается только догадываться, что же происходило между Димой и Васей в то время. Однако мы можем судить о дальнейшем развитии отношений по следующим песням.

      Постараемся и дальше придерживаться последовательности событий.

      Альбом «Выворотень». И здесь сквозной темой являются сексуальные фантазии автора:

      «Горе патроном в обойму не вложен»

      «Прорубь бил на реке Великой, Как зашелс криком - скулы свело»

      «Треснуло стекло - лужей натекло, Пал листвой растоптан сапогами»

      «Увидеть себя в одном»

      «Не сожмет кулак копье»

      и др.

      Если вы поняли, о чем идет речь, можете прослушать альбом еще раз и продолжить этот ряд сами, т.к. работа изобилует метафорическими описаниями интимно-лирических сцен.

      Следующий этап по интенсивности развити любовных отношений наших героев нашел свое отражение в альбоме «Узарень». Как всегда не называя вещи своими именами, Дима все-таки дает нам понять историю своей нелегкой любви.

      С первой песней становится ясно, что Ревякину уже ничего не страшно, т.к. «К ночи успокоился упрямый». «Успеть - успею, поймать - поймаю», - говорит он. Но так ли это? Складывается ощущение, что на протяжении всего альбома Дима вспоминает как «Ты, Удал, свел с ума в одночасье», как «Гуляли вместе, клубили в траве, ремнями шкуры умывали» (садомазохизм? - Авт.), как был «До дна шестом измерен» и т.д.

      Вероятно, одна из жизненных истин «все хорошее когда-нибудь заканчивается» имела место и в отношениях автора с уже известным нам героем его романа. Светлые радужные воспоминания сменяютс грустными сценами: «Ты не ходи за ним робкой надеждой просить...» Налицо явное проявление ревности, которое, по всей видимости, и является причиной постоянных раздоров в коллективе КАЛИНОВ МОСТ. Причем в песнях Дмитрий так остро сожалеет об утраченном, что попытки вернуть прежние отношени описываются весьма откровенно, иногда гранича с пошлостью:

      «Дай мне напиться из горячей реки,

      Успеешь оплакать урон».

      Альбом «Дарза». Судя по нему, похоже, что отношения наших героев достигают кульминации. Система образов становитс более прозрачной и понятной. Сексуальность Ревякина растет. Ширится круг приемлемых способов удовлетворения желания: «Лица щербатятся - ДАЙ!». Мы не знаем, что ответил Дмитрий на столь заманчивое предложение. Тем более, что в следующей песне он дает понять, что остается верен былым пристрастиям:

      «Где ты только не был

      Пенил струи нерпой

      Ходил до рассвета туда-сюда...»

      Откровенность этих строк очевидна. В конце произведения Дима сообщает, что все-таки «Рядом остался один верить прежнему», несмотря на предыдущие сомнения и переживания автора по этому поводу.

      Но так ли на самом деле все гладко? В песне «Дождо» слышны мотивы, заставляющие нас усомниться: «Отлюбил тебя молвой-травой, лукавой дрожью». Что же происходит? «И поругана честь Очи вновь затворять», «Стыд скудел последней заплатой». Вполне возможно, речь идет о том, что отношения наших героев перестали быть секретом дл близких. Дима мечется. Ищет ли он новых ощущений? «ПроЧИЖень отопру». Но отопрет ли? Вряд ли, ибо сексуальная ориентация начинает меняться, обращаясь в сторону женского пола. Об этом свидетельствует альбом Моста «Пояс Ульчи».

      Этот альбом отличается от прежних тем, что искренность автора достигает такого предела, когда он уже практически не маскирует свои чувства и мысли причудливыми иносказаниями.

      Вероятно, именно поэтому стало возможным появление настоящей статьи. Свою роль сыграла и данная самим Ревякиным расшифровка термина «Дарза» (беседа на «Радио России»): «...Дарза - это личный накопленный опыт напряженных как струна действий». Сразу стала понятна строка «В руках грубеет Дарза» (правда, непонятно - в чьих руках). Памятуя пристрастие Димы к древнеславянскому язычеству и изощренной образности, мы предположили, что традиционные для древних славян фаллические символы нашли свое воплощение и в его творчестве.

      «Пенил струи нерпой»

      «Июлем скользил меж ребер и жил» (это какой же «июль» надо иметь! - Авт.)

      «До дна шестом измерен».

      И, наконец, апофеоз:

      «Вечный мой, могучий мой».

      Правда, в последнем случае, видимо, Дима слегка преувеличивал, использовав характерный для древнерусских сказаний прием гиперболизации основных качеств эпического героя. Однако жаль доверчивого слушателя, который может предположить, что Ревякин обладает неограниченными возможностями в интересующем нас вопросе. Потому что на самом деле дело обстоит несколько иначе. Как у многих, случаются минуты слабости:

      «Ты помнишь побежденный январь

      Я безумно красивый

      Упал в тебя раненой ивой...»

      «Всякому любить до срока»

      «Я свое отсмеял»

      «В сумерках сговор с упрямым расторг» и т.д.

      Однако ничего страшного в этом нет, ибо проходит время и «поднялся ил» ( и неудивительно, ибо раньше «ил был по колено», что очень обнадеживает), и еще:

      «Отсечь тепло каленым резцом»

      «Каленым виском ждать рассвет мая в берегах» (первоначально вместо «в берегах» пелось - «без греха»)

      «Обнажить клинок дерзан» и т.п.

      Хочется также отметить явную связь холодных и теплых времен года с соответствующими периодами мужской активности Ревякина - взгляните на ряд уже процитированных строк: «побежденный январь», «рассвет мая», «июлем скользил...»

      Если говорить об эстетических достоинствах альбома, то, на наш взгляд, чувство меры иногда Диму подводит. Так, упомянута выше искренность иной раз чрезмерна, и результат страдает излишней натуралистичностью. Например, неудачный опыт использования контрацептивов звучит, по Ревякину, следующим образом:

      «Ладонью вытер горячий выдел

      Тебе в колени бросился плакать

      Искал защиты

      Да криво шиты

      К разгару лета саваны блага».

      Последняя строка, кстати, подтверждает отмеченную выше связь с временами года: когда же, как не к «разгару лета» нужны пресловутые «саваны блага»?

      Другой интересной для нашего исследовани особенностью альбома является присутствие женского персонажа в интимной жизни героя, которая становится все более сложной и запутанной: «Сберегла крыла», «Обрекла другому» (еще один мужской персонаж?), «Не знать тебя совсем другой» и, наконец, у незнакомки появляется имя, но «Кто такая Оябрызгань» Ревякин нам не сообщает.

      Впрочем, если вернуться к только что процитированной песне, становится ясно, что новые пристрастия не могут заставить Диму забыть прежнее.

      Здесь явно прослеживается параллель с «Узаренем». «Забыть виска узор Нет задора и силы», - пел он тогда, заранее понимая, что ничего на земле не проходит бесследно. «Жду его висок рядом», - говорит Дима опять.

      Подводя итог, можно сказать, что судя по альбому «Пояс Ульчи» (последний номерной эл-пи МОСТА в прежнем, «классическом» составе. - Ред.), интимная жизнь Ревякина стала значительно более сложной и многообразной. И хотя скорее всего, загадочная Оябрызгань сумела направить сексуальность нашего геро в соответствующее русло (за что ей большое спасибо), следует признать, что прежним чувствам Дима также остается верен.

      Если говорить о музыкальных достоинствах альбома, то необходимо отметить, что в ключевых местах на фоне великолепно сыгранной и записанной музыки слышны непристойные Димины стоны совершенно определенного свойства, что и позволило в свое время некоторым критикам назвать Ревякина «Оргазмом 90-х годов»

      Будем надеяться на то, что Дмитрий достиг таки того, к чему так трудно шел все эти долгие годы.




      Группа истосковавшихс ульчан

       

      Р.S. Достиг-то он, может, и достиг - но не это ли явилось причиной, истинной причиной, развала группы?

      Р.Р.S. Читатель, теперь ты можешь самостоятельно - используя данную методологию - рассмотреть творчество любого музыканта - хотя бы Бориса Гребенщикова. И, поверь, тебе откроютс новые просторы и ландшафты, о которых ты даже и не подозревал.

 

© Валерий ПОТАПОВ, фото

 

.

 


Вернуться в меню | Следующая статья | Предыдущая статья

Редакция: ivanov@ivanov.ru
Webmaster: serges@ivanov.ru

 


Reklama.Ru