«СЕДЬМАЯ ВОДА» - ВЫХОД ИЗ БЕРЕГОВ
(СЕДЬМАЯ ВОДА - «Избранное», CD, «MDC-Records»)
______________________________
«Только давай не будем о «Колокольчике», - просил меня Дмитрий Соколов. - Мы стали его заложниками. Лицо группы эта вещь совершенно не отражает». Ну что же, так и напишем: романс Б. Юрьева «Колокольчик» лицом группы СЕДЬМАЯ ВОДА из приволжского города Рыбинска Ярославской области (более известный многим как Андропов) не является (однако лучшего исполнения слышать не приходилось). Ответить на вопрос, кто/что этим лицом является, весьма трудно. СЕДЬМАЯ ВОДА - явление разноплановое и неординарно - не принимает форму сосуда, в который ее порой пытаются впихнуть (но об этом позже). Несомненный композиторский талант Дмитрия, красивый и выразительный, необыкновенно свежий и чистый голос солистки группы Марины (Диминой жены и матери очаровательных Василисы и Луки), одаренность других участников группы - увы, этого мало для понимания того, как в репертуаре уживаются народные песни и композиции на стихи поэтов отнюдь не почвенного толка. Почему все эти сопилки, гусли, кобзы звучат не архаично, не аутентично, и не как в монструозном образовании под диким названием «Академический народный оркестр», а ... нет, «современно» не то слово. Сами музыканты называют свой стиль пост-фолком. И пожалуй, это ближе всего.
Наверное, группа с таким названием и такими мелодичными песнями могла появиться только в небольшом старом городе на берегу красивой реки. Наверное, поэтому и получается так, что немногие группу видели (да и то не столько на редких столичных концертах и выступлениях в других городах России - дальнее зарубежье трогать не будем - сколько в двух-трех телесюжетах), зато многие слышали. В этом СЕДЬМОЙ ВОДЕ повезло - композиции группы довольно часто звучат по Радио России, внесены в план вещания некоторых коммерческих станций, участвуют в фолк-хит-парадах (заметим: в коих лидируют). Но недостаток информации рождает легенды: трогательные - о том, что зимой на концертах группы летают бабочки (однажды действительно такое произошло); гнусные - о якобы националистическом уклоне музыкантов (что абсолютно безосновательно).
В чем магия творчества - только ли в я рких мелодиях, профессионализме музыкантов?.. С Дмитрием Соколовым я беседовал неоднократно - в студии после окончания работы над альбомом, в московских театрах и клубах после неизменно великолепного приема группы (и это еще одно удивительное свойство СЕДЬМОЙ ВОДЫ - ставить на уши любую аудиторию). Что из этого получилось - судить вам...
- «Цель поэзии - поэзия», как сказал Дельвиг, если не украл это у кого-то. И тем не менее, какова цель у СЕДЬМОЙ ВОДЫ?
- Если точно знаешь свою цель, то рано или поздно становится скучно. Ты добьешься своего и станет не для чего жить... Но если в двух словах, наша цель нести светлое созидательное начало. Довольно банально, но это так; глупо ведь тыкать пальцем: «Вот это плохо, разрушительно...» Просто надо делать то, что по-твоему хорошо.
- То есть конкретная цель, концепция творчества никогда не формулировалась? Но ведь у группы есть свое лицо, ее никак нельзя спутать с кем-то еще. Каков ваш подход к мелодике, к инструментам?
- Когда группа только появилась, мы намеренно пытались реабилитировать русскую народную культуру. Ты ведь помнишь сам, какая в те годы была ситуация: академические «русские» народные хоры, надуманные «фольклорные праздники» для галочки - все это было искусственным и потому раздражало. А нам хотелось создать специфический такой фолк-рок, соединяющий народную гармонию с городским, роковым подходом. Чтобы внутренний драйв был! Но оказалось, что ничего смешивать не нужно! Оно в таком виде уже не одну сотню лет существует; русский фольклор обладает потрясающей внутренней энергией - так зачем же, например, существующий ритм еще и барабанами акцентировать? Мы полюбили народные инструменты, сжились с ними и уже не представляем своей музыки без них.
- Но ведь городская культура на роке не замыкается. Я слышал почти все, что сделано и записано группой, но никакого рока там не обнаружил. Ты, собственно, что имеешь в виду?
- Возможно, мы неверно трактуем рок, но для нас это в первую очередь внутренняя свобода. Подобного нет ни на эстраде, ни в поп-музыке, где имидж идет впереди личности. В роке же есть некий момент искренности, честности; быть может, поэтому он так размахнулся в 60-е.
- То есть рок как образ жизни. Форма удобная, но, прости, набившая оскомину. Так можно определить практически любой вид искусства.
- Но тогда придется сказать, что «русского рока» нет и он вообще невозможен как таковой. Рок-н-ролл по форме все-таки музыка черных, а у жителей средней полосы темперамент и менталитет несколько иные. Недаром в Санкт-Петербурге долгое время превалировала кельтско-ирландская музыка, по большому счету к рок-н-роллу отношения не имеющая. Но в этом свой кайф! От того, что процесс идет, есть внутреннее движение. Я рос на The BEATLES и ROLLING STONES. И в 70-е, когда я в школе учился, никто не пел на русском языке, это считалось подлостью, предательством идей; а когда мне было 25, рок-музыкант не смел взять в руки балалайку. Табу! Сегодня же нас, да и других, использующих народные инструменты, слушают даже те, кто считает себя «крутыми рокерами». И им нравится. Дело не только в моде. Просто люди изменились, стали смотреть шире. А в результате постепенно появля ется настоящая современная русская музыка, которая и любима, и имеет шанс стать конкурентоспособной.
- СЕДЬМАЯ ВОДА использует в основном народные инструменты, но звучат они зачастую не традиционно. Мне очень не хочется подходить к вашей музыке с некоей шовинистической точки зрения (хотя, я знаю, есть попытки прилепить вам тот или иной идеологический я рлык). Но представь себе, что появляется некто дотошный и выражает свое глубокое сомнение по поводу «русскости» того, что вы делаете: где же восстановление утерянных инструментов и фольклорные экспедиции?! И творчество группы вдруг окажется очередным лубком...
- А мы никогда и не собирались восстанавливать аутентичное звучание. И на звание национальной группы не претендовали. И вообще, русская культура - явление синтетическое, многое в себя вобравшее. Достаточно покопаться в истории тех же музыкальных инструментов. Многие пришли «со стороны». Но есть совершенно особое ментальное пространство, свой темперамент. В конце концов, в искусстве XVIII-XIX вв. не так уж много стремления к лаптям, но есть некая «внутренняя русскость» - и это нам ближе. Мы и на сцене не рядимся в народные костюмы, не кичимся гуслями-балалайками. Просто нам нравятся вибрации, вызываемые их звучанием.
- То есть если бы звуки ситара вызывали бы у тебя подобное состоя ние, ты бы ввел его в свой инструментарий?
- Вполне возможно, но играл бы на нем не как индус. Я не могу и не хочу переделывать себя... Кстати, когда есть необходимость, мы и электричество используем. Альбом детских песен «Дочки в бочке» был записан с использованием только синтезатора, который сейчас мы иногда и на сцене используем.
- Поговорим о стихах. В репертуаре группы очень разные авторы...
- Я люблю стихи, хотя сам писать их не умею; читая, одновременно подбираю что-то для себя и группы. Есть песни на стихи Иртеньева и Степанцова. Но чаще звучат Блок, Тютчев, иеромонах отец Роман. Мы стараемся быть предельно честными, используем только то, что действительно нравится, соответствует нашим эмоциям. Когда чувствуем, что можно выйти на сцену и - пусть не своими словами - передать наши эмоции. Иногда это может быть какой-то жуткий панк...
- Это когда вы в тельняшках пели «Лизоблюды» и «Быдло»?
- Ну-у, это давно было! В конце 80-х нам (да и не только нам) надо было разрушить в себе наиболее устойчивые совковые комплексы, выкричаться. Но теперь время строить. Создавать не плакаты на один день, а нечто более долговечное. Мир ведь не бунт спасет, а любовь и прощение. Доброты и любви хотят все - поэтому и нас чаще тянет к лирике. Для нас очень важен религиозный момент - не ортодоксальный; поэтому Есенин с его крестьянским взглядом нам очень близок. Недавно вот открыли для себя заново известного поэта-текстовика Сергея Патрушева - у него есть потрясающие лирические, духовные вещи!
- А какая область религиозных знаний тебе ближе?
- Наверное, эзотерическое христианство.
- Ты идешь на грани язычества.
- Но надеюсь, не сорвусь с нее.
- Дебютный компакт-диск группы называется «Избранное». Я понимаю, что за годы работы материал накоплен изрядный, выбирать есть из чего, но кому-то это название может показаться излишне пафосным.
- Мы действительно хотели включить на дебютный CD лучшее из созданного; для этого все композиции были заново аранжированы и записаны в хорошей цифровой студии. Основой работы стал альбом «Глиняная Родина» - первый наш цикл песен с некоей общей идеей, результат поисков внутреннего равновесия в группе. То, что было до этого - просто сборники композиций разных периодов, с разным звучанием, настроением, энергетикой. Кстати, по «Глиняной Родине» на телекомпании «Ярославия» был снят видеофильм, занявший второе место на нижегородском фестивале (в рамках СНГ) музыкальных и развлекательных программ в 1994 году.
- Для компакта записаны ваши версии «Бала Господня» А. Вертинского и «Грибоедовского вальса» А. Башлачева. Последний, благодаря этому, утратил некую культово-параноидальную суицидальность, превратившись в красивую и грустную почти народную песню. Наверняка у многих это вызовет недоумение, а у многих поклонников Саш-Баша даже агрессию.
- Я прекрасно понимаю это, но записать эти песни очень хотелось. Когда я прочитал «Грибоедовский вальс», стихи просто потрясли меня . Несколько лет я не решался написать к ним свою музыку. То, что получилось - судить слушателям. Но если те, кто считают себя поклонниками Башлачева будут очень уж недовольны, пусть подумают, действительно ли они любят и понимают его творчество... Правда, каюсь, есть один грех - в песне мы изменили одну строчку: вместо «так и щупал бы баб до сих пор» сделали«так и жил бы, как жил до сих пор». В исполнении Марины, с ее подачей, эта строка прозвучала бы очень неорганично. И думаю, сам Башлачев простил бы нам такую вольность. Быть может, высшее предназначение, истинная народность песни в том, что она может жить в разных трактовках, у разных исполнителей, в разное время. Это касается и Вертинского, песни которого могут звучать и в его салонно-эстетическом исполнении и просто как городской романс. Великолепно, когда песня начинает жить отдельной от автора жизнью, когда песню на кухне поют, во дворе или в студенческом общежитии. Так что абсолютно нормально, когда исполнитель что-то немного меня ет не в ущерб общему содержанию.
- СЕДЬМУЮ ВОДУ слушают люди очень разные - как по возрасту, социальному положению, так и по музыкальным пристрастиям. Открой секрет, как вам это удается? Ты вообще представляешь, кто ваш слушатель, чувствуешь обратную связь?
- Как это удается - честное слово, не знаю! Мы своего слушателя как-то специально не вычисляли и не просчитывали. Когда-то фольклорная тусовка нас однозначно не принимала, бардовская тоже не очень; рокеры оставались единственной отдушиной. Но сегодня я бы не рискнул определить нашего «среднестатистического фана». Да это и не нужно музыканту, это вообще не его дело. Музыкант должен просто честно делать свое дело и продавать умение, не продавая душу.
|
Редакция:
ivanov@ivanov.ru
Webmaster:
webmaster@ivanov.ru